Водопады и пляж устья реки Аше

Пн сен 05, 2011 19:32 pm

Мы попали на водопады и пляж устья реки Аше не специально, а всего лишь как к приложению разведочной поездки в аулы адыгов-шапсугов Хаджико, Калеж и Лыготх, окруженных, судя по картам из космоса, очень большими садами. Сады оказались орехо-фундучными, яблоневыми и пролесками каштанов, которые, в основном, мало кем охранялись и собирались, так как местное население, по их признанию, было занято более прибыльным и менее затратным турбизнесом на водопады и пещеры с дольменами — короче на будущее, поживиться там было чем. Ну а теперь по порядку — выехали мы в сторону аулов в субботу 28 августа с утра 7 человек на 2 машинах. Перед мостом на реку Аше одноименного поселка мы увидели надпись «Палаточный городок» и свернули на него, оказавшись в автокемпинге с платой 100 руб с человека в сутки вместе с машинами и палатками и железнодорожным мостом на горизонте в сторону моря.

Обслуживание там было по минимуму, но пляж оказался просто прелесть — довольно малолюдный, крупногалечный как на берегу так и на дне моря, с прозрачной и чистой морской водой. Приятно было как искупаться в море, так и полежать и побалдеть на тепло-горячих плоских камешках, которыми можно было вдобавок обложить себя и сверху — для начала бархатного сезона самое то. Недалеко слева от пляжа на фоне палаток в море впадала река Аше.

Отдохнув от дороги на пляже, мы выехали из городка, свернув на дорогу в сторону аулов, проходящую под мостом через Аше и по прекрасному, недавно уложенному асфальту помчались в горы. Аул Хаджико мы просто проехали, хотя он и наиболее многолюдный, но сельсовет был в Калеже, который плавно переходил в горный Лыготх и назывался лыготхским. Там первый вопрос, который задали нам местные девчонки, ожидающие автобуса на остановке был такой: «Вы в пещеры или на водопады?». Так мы узнали, что аулы окружены не только садами и обнаружили вот эти два плакатика на окраине аула Калеж:

Сфоткав ажурный мостик через маловодную в это время Аше, ведущую в пещеру местной ведьмы, мы решили ее не посещать и поехали в сторону водопадов. Они оказались довольно маловодными, но высокими и многоярусными — на эти самые ярусы можно было взобраться по лестницам, ведущим к началу водопадов. К сожалению водопады оказались почти без ванночек для купания, и нам пришлось окунаться в них, кто как горазд, и мы намочили всю одежду — вода оказалась не холодной (для нас) и удивительно энергонасыщенной.

Бросив прощальный взгляд на начало падения «Псыдаха» и недовольные отсутствием достаточной воды для купаиия, мы пошли осматривать второй водопад «Шапсуг», от смотровых площадок которого через реку тоже был перекинут мостик в сторону кафешки на другом берегу.

Сфоткаф с мостика вид долины в сторону аула Калеж, мы углядели под мостом долгожданный большой и довольно глубокий прудик, образовавшийся в месте впадения водопада «Шапсуг» в Аше и устремились к нему. Вода оказалась (показалась нам) чуть ли не теплой с мощной подпиткой, но сунувшиеся за нами трое парнишек окунуться так и не отважились — чему очень удивилась Маша, судя по выражению ее лица.

После купания в прудике мы вспомнили о цели нашего посещения и поехали на окраину Калежа исследовать ореховые сады. Уже вечерело, коровы медленно разбредались по домам аула, кругом была тишина и место дышало покоем и умиротворенностью-вообщем сплошная пастораль, и мы даже на время в нее спокойно вписались. Набрав орехов в садах буквально рядом с аулом, мы понаслаждались видами и пошли вниз — пора было искать стоянку и ставить палатки на ночевку.

На ночевку мы встали недалеко от водопада «Шапсуг», рядом с прудиком. Утром опять покупались в прудике и побалдев напоследок в бурунчиках речки, махнули домой через Шаумяновский перевал.
Таким образом, у нас получился классный походик выходных дней.